Цифровая экономика 2030
Задаваясь вопросом о том, какой будет современная экономика через 10—15 лет, многие экономисты пытаются найти ответ на него в контексте современной идеи цифровой экономики. Для того, чтобы понять сущность цифровой экономики, необходимо иметь ввиду те глобальные трансформации, которые происходят под влиянием современных инновационных технологий. Эти изменения проявляются в усилении роли информации как ресурса. Ключевым отличием информационных ресурсов от всех прочих является их нематериальная природа. Если нефть, руду, металлы и прочие материальные вещества можно оценить физически, измерить, взвесить и изучить натурально, то с информацией сделать это сложнее. Сегодня принято «взвешивать» информацию в байтах и битах, следуя парадигме двоичной системы. Тогда получается картина, в которой экономические хозяйствующие субъекты потребляют, перерабатывают и распределяют мегабайты, гигабайты, терабайты информации. Для этого используют гигабитные каналы связи, терафлопсные вычислительные устройства, называемые суперкомпьютерами. Мир переполнен информацией. В этой связи очень остро стоит задача обогащения информации, в том числе поиска в ней новых уникальных данных и знаний.
С экономической точки зрения суть цифровизации экономики состоит в том, что на этот процесс требуются инвестиции. Они необходимы для закупки и модернизации оборудования, вычислительных комплексов и информационно—телекоммуникационных сетей. Гонка информатизации идет полным ходом. В нее вовлечены не только бизнесы, но и государственные организации. Во всем мире инвестиционные программы всех предприятий, холдингов, управляющих частных и государственных компаний включают в себя важнейшие статьи на информационные технологии. Этот процесс идет не так быстро и качественно, как хотелось бы. Главная причина торможения информационной революции состоит даже не в том, что не хватает квалифицированных специалистов, а в том, что методология информатизации требует изменений. Существующие подходы к обновлению и модернизации цифровых информационных средств и систем устаревают быстрее, чем появляются новые механизмы, методы и инструменты. Если пять лет назад только 20% пользователей работали с мобильными устройствами в бизнесе, то сегодня эта доля в разы выше. Если ранее в бизнесе основным инструментов был телефон и сервер, то теперь на смену им пришел Интернет и облако.
Что будет главным инструментов айтишников в бизнесе во всем мире через 10 лет? Для ответа на этот вопрос имеет смысл взглянуть на самые свежие информационные технологии сегодня. К ним можно отнести биологические и нанотехнологические гаджеты, которые можно интегрировать прямо в тело человека, а также информационные роботы. Если сегодня человек разговаривает по телефону, используя для этого переносное мобильное устройство, то завтра он будет использовать для этого чип, зашитый у него под кожей в области спины, шеи или головы. Создание и практическое использование таких «говорящих» чипов достигается за счет перехода к существенно более малым устройствам, которые создаются не электронной промышленностью, а нанотехнологическими предприятиями. Более того, управление этими чипами и процесс общения может поддерживаться не самим человеком, а некой информационной моделью и механизмом типа автоответчика или чего—либо подобного. Если человек спит, то автоответчик, зашитый в чипе, сможет сам сказать звонящему абоненту, чтобы тот перезвонил позже.
Какими бы непривычными не казались сегодня такие механизмы, многое из того, что описано выше, сможет в большой вероятностью прийти в жизнь общества уже в самые ближайшие годы. Это приведет к еще большему усилению и интенсификации общения, коммуникаций и управления знаниями.